Речь в данной статье пойдёт не о тех, КТО манипулирует людьми, а о тех, КЕМ манипулируют, то есть о жертвах манипуляций.
Наблюдения показывают, что большинство людей манипулируют, не понимая, что их действия являются манипуляциями и наносят вред их близким. Все эти люди искренне считают, что причиняют человеку добро.
Но добро ли это?
В большинстве случаев, у объектов манипуляций вырабатывается состояние «Выученной беспомощности» открытое Мартином Селигманом ещё в далёком 1967 году.
Мартин Селигман проводил эксперименты, используя схему Павлова, эти эксперименты привели к изучению природы психологической беспомощности. Вместе с коллегой Стивеном Майером он разработал схему эксперимента с ударом током с участием трёх групп собак.
Собак разделили на три группы и поместили в клетки с полом к которому был подведён электрический ток.
Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение.
У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы.
Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.
В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени.
Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.
После этого все три группы собак были помещены в вольер с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.
Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер и собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током всё большей и большей силы.
Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя. Первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность и были опубликованы солидными психологическими журналами.
В 1976 году Селигман получил за свою теорию выученной беспомощности премию Американской психологической ассоциации.
С людьми всё значительно проще, их не надо сажать в клетку и бить током, достаточно убедить человека, в том, что от него ничего не зависит...
Вот несколько примеров выработки психологической беспомощности:
Безнаказанность, что ни делай, ничего за это не будет. (Вспомните “Золотую молодежь”)
Однообразие последствий вне зависимости от действий. Что ни делай, итог один. (как пример можно привести общение ученика с предвзятым учителем)
Асинхронность последствий, их независимость от действий. Поощрение за провал дела, наказание за успех. А иногда наоборот. (частый случай: родитель - ребёнок, где наказание или поощрение зависит не от деятельности ребёнка, а от настроения родителя)
Переживание неприятного, травмирующего опыта, отсутствие возможности контролировать жизнь. Обиды, потеря работы, смерть близких и тому подобное.
Наблюдение за беспомощностью других. Сюда же можно добавить огромный неструктурированный информационный поток из телевидения и интернет, наблюдение за огромным количеством событий, на которые никак нельзя повлиять
Хорошо это или плохо? Зависит от Ваших целей!
Если Вы хотите уволить сотрудника, который не хочет увольняться, то это прекрасный и довольно быстродействующий метод.
Если Вы хотите, чтобы сотрудник эффективно работал и приносил прибыль компании, то это абсолютно неподходящий метод.
Если Вы хотите абсолютно послушного и беспроблемного ребёнка (правда при этом абсолютно безынициативного, не любопытного, и ничем не интересующегося) то выученная беспомощность вам в помощь.
Если Вы хотите здорового, интеллектуально развитого, спортивного, интересующегося и активного ребёнка, то рекомендую выбрать другой подход.
Как же взаимодействовать?
В первую очередь нужно научиться давать качественную обратную связь (в НЛП есть понятие ОСВК – обратная связь высокого качества, это когда человеку, вместо критики говорят, что он сделал хорошо, а за тем, что и как можно улучшить)
В любом случае мы обсуждаем поступки, а не личность человека.
Необходимым условием является искренний интерес к человеку, а так же поддержка и вера в него.
Надеюсь, эта статья заставит кого-то задуматься и изменить собственные стратегии в отношении своего окружения.
Если появились вопросы, задавайте их в комментариях, а чтобы разобраться в манипуляциях и научиться им противодействовать, нажмите здесь.
Счастья и удачи!
Когда появятся вопросы, обращайтесь ко мне, на главной странице сайта есть возможность связаться со мной разными способами: https://inspirationpro.ru Удачи!